Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

 Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование — «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для него покажется пока непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Самоубийство подростка чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

  Социально — психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения.

 Среди них встречаются:

  • серьезные проблемы в семье;
  • отвержение сверстниками;
  • смерть любимого или значимого человека;
  • разрыв отношений с любимым человеком;
  • межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
  • проблемы с дисциплиной или законом;
  • длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • разочарование успехами или неудачи в обучении;
  • высокие требования в школе к итоговым результатам обучения;
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
  • серьезные телесные болезни;
  • чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.

Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:

  • нестабильность настроения или его изменчивость;
  • агрессивное поведение, злобность;
  • асоциальное поведение;
  • склонность к демонстративному поведению;
  • высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску;
  • раздражительность;
  • плохая способность преодоления проблем и трудностей (в учебе, в общении со сверстниками и т.д.);
  • неспособность реальной оценки действительности;
  • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
  • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
  • легко возникающее чувство разочарования;
  • чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
  • излишняя самоуверенность;
  • чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к друзьям или взрослым;
  • проблемы с определением сексуальной ориентации.

 

 Подростковый суицид — это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».