Родителям

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ

 

Закон Республики Беларусь
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Выписка из КОДЕКСА об уголовных правонарушениях Республики Беларусь
Выписка из КОДЕКСА об административных правонарушениях Республики Беларусь
 Закон Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией”
 Советы психолога
Практические рекомендации родителям
Как родителям вести себя с суицидальным подростком
 Советы родителям с “трудными” детьми
 Мобильное приложение “МЧС: помощь рядом”
 О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих: Постановление №821

 

Психолого-педагогические рекомендации для родителей


– Не сравнивайте ребенка с окружающими.

– Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

– Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

– Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

– Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

– Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

– Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

– Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

– Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

– Используйте наказание лишь в крайних случаях.

– Не унижайте ребенка, наказывая его.

– Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»

– Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.


Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

 

— На что взрослые должны обратить внимание:

— Суицид у подростков является следствием невнимания к ним

— Иметь элементарные знания психологии данного возраста

— Помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых

— Учитывать характер окружающей подростковой микросреды


Формы профилактики подростковой суицидности

 

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

● неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

●основание хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-пелагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

●раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

●активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

●усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим фактором;

●проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

● формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

●повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств.

 

Для осуществления этого перечня необходимо:

  • повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
  • увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
  • создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который был на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.

Так А.М. Прихожан для коррекционной работы с детьми предлагает использовать три взаимосвязных направления:

  1. Психологическое просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед и включает три взаимосвязных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований).Второе направление касается влияния на детей страхов т тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике их или пониженной тревожности у детей.
  2. Психологическое просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
  3. Психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей.