ПАМЯТКА для педагогов
«Выявление признаков суицидального поведения в подростковом возрасте»
- Изучить:
Психологическую атмосферу в семье через изучение личного дела учащегося, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение подростка дома, взаимодействие с ближайшим социальным окружением.
Обратить внимание в процессе изучения:
- на несправедливое отношение со стороны родителей;
- развод (супружеская измена);
- потерю одного из членов семьи;
- отсутствие доверительных отношений с родителями, одиночество;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
- Изучить:
Состояние психического и физического здоровья через изучение личного дела и медицинской карты учащегося, выводы педагогических наблюдений учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога в отношении учащегося, его взаимоотношений со сверстниками.
Обратить внимание в процессе изучения:
- на реальные конфликты и мотивы их участников;
- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);
- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости (компьютерные и азартные игры, алкоголь, наркотические средства).
- Изучить:
Взаимодействие в социуме через изучение межличностных отношений «учащийся – учащиеся» и «учащийся – педагог», выявление референтных групп.
Обратить внимание в процессе изучения:
- на наличие признаков отверженности, неприятия, унижения личностного достоинства и др.;
- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа;
- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;
- характер общения в социальных сетях;
- наличие боязни наказания или позора.
ПАМЯТКА для родителей (законных представителей) учащихся
Маркеры суицидального состояния
- Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение (особенно через сеть Интернет);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, записи на своих страницах в социальных сетях суицидального характера;
- стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
- угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;
- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;
- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
- приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;
- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).