Выявление признаков суицидального поведения в подростковом возрасте

Буклет Суицид

 

ПАМЯТКА для педагогов
«Выявление признаков суицидального поведения в подростковом возрасте» 

  1. Изучить:

Психологическую атмосферу в семье через изучение личного дела учащегося, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение подростка дома, взаимодействие с ближайшим социальным окружением.

Обратить внимание в процессе изучения:

  • на несправедливое отношение со стороны родителей;
  • развод (супружеская измена);
  • потерю одного из членов семьи;
  • отсутствие доверительных отношений с родителями, одиночество;
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
  1. Изучить:

Состояние психического и физического здоровья через изучение личного дела и медицинской карты учащегося, выводы педагогических наблюдений учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога в отношении учащегося, его взаимоотношений со сверстниками.

Обратить внимание в процессе изучения:

  • на реальные конфликты и мотивы их участников;
  • патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);
  • соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости (компьютерные и азартные игры, алкоголь, наркотические средства).
  1. Изучить:

Взаимодействие в социуме через изучение межличностных отношений «учащийся – учащиеся» и «учащийся – педагог», выявление референтных групп.

Обратить внимание в процессе изучения:

  • на наличие признаков отверженности, неприятия, унижения личностного достоинства и др.;
  • несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа;
  • принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;
  • характер общения в социальных сетях;
  • наличие боязни наказания или позора.

 ПАМЯТКА для родителей (законных представителей) учащихся
Маркеры суицидального состояния

  1. Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
  2. фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение (особенно через сеть Интернет);
  3. сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, записи на своих страницах в социальных сетях суицидального характера;
  4. стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  5. раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);  
  6. угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;
  7. необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное,   несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых; 
  8. стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
  9. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
  10. приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
  11. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;
  12. попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).