Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».
Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование — «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для него покажется пока непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.
Самоубийство подростка чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
Социально — психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения.
Среди них встречаются:
- серьезные проблемы в семье;
- отвержение сверстниками;
- смерть любимого или значимого человека;
- разрыв отношений с любимым человеком;
- межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
- проблемы с дисциплиной или законом;
- длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
- разочарование успехами или неудачи в обучении;
- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения;
- нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
- серьезные телесные болезни;
- чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.
Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:
- нестабильность настроения или его изменчивость;
- агрессивное поведение, злобность;
- асоциальное поведение;
- склонность к демонстративному поведению;
- высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску;
- раздражительность;
- плохая способность преодоления проблем и трудностей (в учебе, в общении со сверстниками и т.д.);
- неспособность реальной оценки действительности;
- тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
- идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
- легко возникающее чувство разочарования;
- чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
- излишняя самоуверенность;
- чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к друзьям или взрослым;
- проблемы с определением сексуальной ориентации.
Подростковый суицид — это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».