ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ
Закон Республики Беларусь Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|
Выписка из КОДЕКСА об уголовных правонарушениях Республики Беларусь | |
Выписка из КОДЕКСА об административных правонарушениях Республики Беларусь | |
Закон Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией” | |
Советы психолога | |
Практические рекомендации родителям | |
Как родителям вести себя с суицидальным подростком | |
Советы родителям с “трудными” детьми | |
Мобильное приложение “МЧС: помощь рядом” | |
О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих: Постановление №821 |
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
– Не сравнивайте ребенка с окружающими.
– Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
– Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
– Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
– Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
– Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
– Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
– Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
– Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
– Используйте наказание лишь в крайних случаях.
– Не унижайте ребенка, наказывая его.
– Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
– Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
— На что взрослые должны обратить внимание:
— Суицид у подростков является следствием невнимания к ним — Иметь элементарные знания психологии данного возраста — Помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых — Учитывать характер окружающей подростковой микросреды |
Формы профилактики подростковой суицидности
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:
● неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
●основание хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-пелагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
●раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
●активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
●усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим фактором;
●проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
● формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
●повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств.
Для осуществления этого перечня необходимо:
- повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
- увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
- создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который был на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.
Так А.М. Прихожан для коррекционной работы с детьми предлагает использовать три взаимосвязных направления:
- Психологическое просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед и включает три взаимосвязных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований).Второе направление касается влияния на детей страхов т тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике их или пониженной тревожности у детей.
- Психологическое просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
- Психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей.